- «Бродячая собака»
«Бродячая собака», литературно-артистическое кабаре в 191215. Создана обществом интимного театра (организатор Б. К. Пронин) как клуб художественной интеллигенции, площадка для экспериментов в сфере искусства и пропаганды новой эстетики. Помещалось в подвале второго двора дома Жако (ныне площадь Искусств, 5). Члены-учредители: А. Н. Толстой, М. В. Добужинский, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, В. А. Подгорный, Н. Н. Евреинов, Н. В. Петров, И. А. Фомин, Пронин. В «Бродячей собаке» была осуществлена одна из кардинальных идей начала XX в. синтез искусств: поэзии, музыки, живописи и театра и объединение художников новых направлений. Устраивались вечера поэзии, музыкальные и театральные вечера, лекции, чествования русских и зарубежных деятелей искусства. Постоянными посетителями «Бродячей собаки» были А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам, Г. В. Иванов, М. А. Кузмин, П. П. Потёмкин и др. Специфика «Бродячей собаки» в особой атмосфере, духе независимого творчества, свободной импровизации. Для посетителей «Бродячей собаки» поэтов, художников, артистов характерно осознанно-игровое поведение, готовность к участию в любой спонтанно возникающей театральной ситуации, от скандала до чтения стихов. Появление в «Бродячей собаке» «фармацевтов» богатой публики, стремящейся приобщиться к артистическому миру и способной оплатить это стремление, изменило дух кабаре. Однако и сам конфликт между «буржуа» и «художником» во многом носил игровой характер. Преемником «Бродячей собаки» стало литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов».
Литература:
Парнис А. Е., Тименчик Р. Д., Программы «Бродячей собаки», в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1983, Л., 1985.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.